29. Древнерусский язык (урок 3 — Знаки надстрочные и строчные)
Уроки Асгардского Духовного Училища
29. Древнерусский язык (урок 3 - Знаки надстрочные и строчные).
Древнерусскiй языкъ
Древнерусский открыли, настроились, посмотрели наши буквицы древлесловенские или, как еще их называют, старословенские, и пишем тему. А тема у нас будет заключаться в следующем. Я уже говорил, что многие слова сокращались, ну, когда их постоянно писали, чтобы экономить носители. А для этого использовались всевозможные знаки.
Поэтому, пишем тему.
ЗНАКИ НАДСТРОЧНЫЕ И СТРОЧНЫЕ В ПИСАНИЯХ УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ:
Надстрочные знаки, то есть над строкой. Строчные знаки, то есть в строке.
А теперь - знаки пишем и помечаем, что это. Как у нас читается? О́ксия. Это у нас - надстрочный знак.
Ва́риа, ее иногда называют «Варгея». А в каком слове мы встречаем упоминание об этом? А в ответ - тишина. «Варианты», дошло? Дальше.
Краткая. Всем знакома, да? Допустим, «И» краткая, «О» краткая, «Е» краткая, «У» краткая... украдая делает, да? (улыбается). Дальше.
Зва́тельцо. Понятно, что указывает на звательную форму. Допустим, вы пишите предложение «Панас! Который час?». И над «Панасом» вы ставите, что? Вот, перед ним, то есть как звательная форма. Вот так бы взяли и записали (ставит для примера знак над буквицей «З» в слове «Звательцо»). Понятно, да, что это - звательная форма? Дошло, да? Есть просто как именная форма - «Панас пахал», допустим. А тут к нему обращаются, его зовут. Дальше.
Исо́ (ico) - это обращательная форма, то есть, когда обращаются. Ну, там даже: «Панас, выдь на час», да, позвали? А здесь: «Панас, ты в Бога уверовал?» Это у нас уже вот стоит - обращательная форма (показывает на знак Исо).
Апостроф. Сейчас, вместо апострофа ставят запятую, а раньше ставили вот такую (показывает на знак).
Мы потом более подробно разберем. Не так вот: это - для этого, а - в более подробных примерах будем разбирать, когда текст - когда, что употребляется.
Камо́ра (а не - «ка́мора»).
Кавыка - ставится между буквами. Ну, раньше же, ведь, текст сплошным шел. Вот, между буквами ставится кавыка, то есть, как бы, выделяем.
Ерокъ - как небольшой такой, маленький Сиг.
Ну, вот эта, наверное, всем известна - Запятая. Ставится внизу строки.
Дальше, то, что вам известно - Двоеточие. Она, как бы, общинную структуру указывает, то есть общие формы, общинные.
Точка у нас указывает на что? На Вселенские. Помните, «И» с одной точкой, «И» с двумя точками - Ижеи, Инить. Это у нас - Вселенские масштабы указываются.
А теперь - внимание (ставит знак «;»). Что я нарисовал?
Голос из аудитории: Точка с запятой.
Ошибаетесь. Это у нас - Вопросительный знак.
А вот это - Удивительный знак.
Это у нас - Вместительный знак. Мы до сих пор пользуемся этой формой, да? Как бы, в скобках вмещаем какое-то значение.
Для начала мы вот эти рассмотрим, но их - больше.
А теперь мы еще надстрочные знаки запишем.
Вот это у нас - Ти́тла или Титло́. Это мы ставим сокращенное буквенное значение, то есть это - как буквица.
А теперь, заметьте, - еще одна титла. Где мы такое пишем? Цифирное титло - для обозначения цифири, то есть чисел.
А теперь - еще, вам знакомое. Это у нас - Мерное титло.
А вот это? Это у нас - Счислительное титло. Где мы его используем? В Арифметике, то есть в счислениях, допустим, при том же умножении. Вспомнили, да?
Следующее. Знаете, как глаз. Вот это у нас называется Словотитло. Как комментарий к нему: титло, сокращающее слово, в котором основа сокращения лежит на буквицу Слово. Понятно: первые, последние буквы слова, а вот только на «С» (показывает на кружок в самом знаке) - сокращение.
Это у нас - Рцититло, то есть сокращение, когда в основе лежит буквица Рци.
Дальше. Либо вот так, либо просто отдельно идет. Вот это у нас - Добротитло.
Есть две формы, вот смотрите (пишет). Одна форма и вторая, то есть либо вот эта (показывает на первую форму), либо вот эта (показывает на вторую форму). Это у нас называется Рецитное титло. Есть Рци[титло], а есть Рецитное титло. Видите, да?
Помечаем: сие означает, что данные буквицы необходимо читать по Образам букв.
Ну, допустим, я уже приводил пример - «Хождение народа к царю Ивану», то есть к Грозному. И в летописях стоит «КЛМ»(рис.1). Но в одном случае один летописец написал вот в такой форме вариант 1, а другой записал то же самое, поставил здесь такую форму и еще вот так отметил вариант 2, иногда даже вот так бывает при перезаписи вариант 3, но, как правило, они объединяют (показывает снова вариант 2).
То есть здесь читается по Образам. Не просто «КЛМ», а «Како Людие Мыслите?» То есть «Как вы мыслите?» Может, мыслите, а может, вообще не мыслите.
Поэтому, если мы и видим, допустим, вот так у нас (пишет рис. 2). Это у нас что? «Бог», то есть сокращенная форма - «Бог Глаголил Сотворяет». Либо - «Глаголющий Добро» (рис.3), то есть по Образам прочли. Но христиане это превратили в «Господь», а по Образам это было - просто «Глаголющий Добро». Ну, глаголет, глаголет... правда, ничего не делает, только глаголет. То есть «говорящий добро». Мало говорить, надо еще и делать. Поэтому и сказано: «По деяниям их и побачите их».
Разобрались, да, с титлами? Нам сейчас другое придется писать. Но, чтобы еще было понятнее, закрепление других знаков, смотрите: иногда пишут вот так, иногда пишут вот так (пишет еще пример в двух формах записи): Богородица.
Иногда сокращают слово, допустим, «Ангел» - «Агл». Ну, только не надо думать, что «агл» - это оглобля. Мы еще будем разбирать слова, их значение, почему одни говорят так, другие так, - а оказывается, Образ-то один.
Помните, я вам рассказывал, что каждая буквица словенская, она имеет свой удельный вес, так? Поэтому, при соединении по удельному весу и Образу, у нас порождаются взаимозаменяемые Образы. Простой пример. Чтобы залезть на крышу, здесь, в Сибири, я просто говорю кому-нибудь из хлопцев: «Несите лестницу». Лестница - то есть берутся две лесины и на них делают ле́сины (рисует).
Поставили и залезли на крышу, так? Это - лестница. Но если я приеду на Украину, скажу: «Принесите мне лестницу», меня просто не поймут. Там я должен сказать «неси дробыну». А почему? А потому что берется одна жердь либо две, и она дробится на части, к ней привязываются перекладины, есть такие, то есть раздробили на части. Поэтому и «дробына». Либо на две жерди навязали перекладины и получили лестницу, но это, все равно, дробына. А тут скажешь: «Неси дробыну», он что подумает, «дробовик неси»? (улыбается, смех в аудитории). Видите, два Образа взаимозаменяемы.
Поэтому, кто-то говорит «петух», а кто-то говорит «кочет». Даже фильм был, не помню какой, советских времен. Приехали советской грамоте учить в деревню: «Петух. Так, читаем», - «Кочет». Пишет «кочет»: «Что здесь написано?» - «Петух по-вашему» (улыбается).
А теперь пишем следующую тему:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУКВИЦЫ И АЗБУКИ ДЛЯ ЗАПИСИ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ И ЦИФИРЕЙ (цифр)
Вот здесь нам, как раз, и помогает цифирное титло. Перед вами лежит Буквица.
`а}`
И мы, заметьте, нарисовали Азъ - первую буквицу и тут же посмотрели себе, и помечаем (ставит титло над буквицей). Иногда, для точности по бокам ставят две точки, чтобы конкретно указать, о чем речь - вдруг, не так написал слово. И что это у нас будет?
Голоса из аудитории: Один... Ать...
Нет, это не будет один. Потому что Один - это имя. Ать - это просторечивое чтение, чтобы люди запомнили. Азъ под титлом, то есть Ать. А это у нас - единица или един.
`в}`
Заметьте, Веди - то есть Мудрость. А Мудрость - это «знания» и «тот, кто познает». Это будет два.
`г}`
Потом (мы уже разбирали) - Глаголь. Есть человек, который произносит Мудрость. Человек и Мудрость - два, и тот, кто произносит Мудрость - три.
`д}`
Добро - это у нас четыре.
`е}`
(Пишет буквицу Есть): Это у нас - пять.
`s}`
Зело - это у нас шесть.
`z}`
Земля - семь.
А теперь, заметьте, когда мы говорим о чем-то истинном, то это касается всего, правильно? Касается всего, а когда мы говорим о всём, мы рисуем ось Мира, как бы, пространственный крест. Он имеет по оси восемь концов.
`и}`
Но он же - истинный, поэтому - «И» или Иже означало... сколько? Не восемь, а осемь. Когда - в оси, тогда уже - восемь.
`f}`
Но есть у нас полный круг, да? И мы его познали. И это у нас будет девять.
`i}`
Но, если высшее простое для человека - девять, да плюс, Вышний Бог, всего сколько будет? Десять. А Вселенское мы обозначаем как i - «И» с точечкой. То есть «десять» - это, как бы, Людское под покровительством Божественного.
`а}i`
Люди на кого надеются? На Бога, но и сам не плошай. Человек, если надеется на Бога, правильно делает. Поэтому, смотрите: «на Бога надейся» (дописывает к единице буквицу «i») - человек, надеющийся на Бога. И у нас будет что? Един на десяти (показывает на буквицу «i» в сочетании и пишет «един на десятi») или Един на десятИ. Давайте, чтобы вам было понятно... (стирает последнюю буквицу и ставит «и» в конце слова «десяти»). А всё равно «-ять» стоит в конце, окончательная форма. Поэтому и читалось: «Един на десЯти».
А себе пометьте: от одиннадцати до девятнадцати...
...................
Здесь уже все написано >> Грамматика старославянского языка / Имена числительные, параллельно откройте страницу.
...................
Видите, «одиннадцать» (я по-вашему, по-советски объясняю), а у нас была «единнадцать». Никто же не говорит «одиница», да? Единица. Един на десяти, дву на десяти, три на десяти, четыре на десяти, пять на десяти, шесть на десяти, семь на десяти, осемь на десяти, девять на десяти. А потом у нас будет как?
Двудесять.
Понятно? Те же буквицы (показывает на ряд записанных под титлами буквиц) до девяти, но после них стоит десятка (показывает на пространство сразу за буквицей). Чтобы проще понять: вот лежит «десятка», десять рублей, бумажная, а сверху лежит рубль, два, три, четыре... На десяти, то есть сверху. Потому что для двух десятков у нас уже другая буквица.
Себе все буквицы проставьте так (показывает на форму записи «един на десяти»): един на десяти, дву на десяти, три на десяти... до девятнадцати.
(Обращается к студенту, не выполняющему задание): Так, я что сказал? Че халтурим? Все - от одного до девятнадцати. Я на следующем уроке уже спрошу. Нет, никаких «дома». Делается всё сразу. Не запишете, значит, механическая память не повторила то, что я сказал, значит, в ячейки вашего серого вещества это не отложилось. А, значит, поставили буквицу не там - записали, как «12», Ижеи и Веди, и всё. И получили «двойку» на экзамене, и вылетели.
`к}`
(Пишет КакО) - двудесять.
`л}`
А теперь заметьте (пишет буквицу «Л») - Люди, да? А вот это у нас будет сколько?
Голоса из аудитории: Тридесять... тридесять...
Да что вы говорите? (Пишет): Ворокъ. Вот это - в Буквице, понимаете? Это себе пометьте: это у нас - Буквица.
А когда мы говорим «тридцать» - это у нас Азбука. Эта у нас форма в древнерусском появилась (показывает на слово «тридцать»), благодаря внесению иностранщины. Примерно то же самое происходит сейчас в, так называемых, офисах... вместо «комнат», «кабинетов» - «офис»... там уже не говорят «пять часов», там говорят «файв о клок». От чего клок отодрали, да? То есть «чаепитие». Или уже не говорят «полста на полста», как было раньше. При большевиках говорили «пятьдесят на пятьдесят», теперь говорят «фифти фифти» [англ.]. Видите? А это уже вошло в обиход, и дети уже повторяют: «половина на половину» - «фифти фифти». Что значит «фифти фифти»? Как будем делить - поровну или по справедливости? (смеется).
`м}`
Мы пишем далее: Мыслите. И опять - две формы. Сорокъ - это Буквица, и, какая вторая форма? Четыредесять - это у нас Азбука. А сейчас, как винегрет, салат: это - с того, это - с того.
Заметили, да? Что Ворокъ, Сорокъ - это у нас из Древлесловенской Буквицы перешло. А то, что принесли, было: двудесять, тридесять, четыредесять, пятьдесять, шестьдесять, семьдесять. Знакомые формы, да? Но взяли и, почему-то, «четыредесять» поменяли на старую форму, на «сорок».
`н}`
Далее. Когда человек, чтобы [... ?], себе половинку берет рукой (улыбается): это - наше, а это - ваше. Что мы пишем? Нашъ. Наше и ваше, чтобы разобрались, как запомнить проще. Нашъ - пЯтьдесят, то есть пять десятых.
`k}`
Дальше. (Пишет буквицу «Земля») Это у нас какая циферка была? Семь, да? А мы ее - раз (подрисовывает к буквице «хвостик»), и вместо «Земли» сделали «Кси». И Кси у нас будет - шестьдесят.
`о}`
(Пишет): Онъ - это у нас семьдесят.
Вопрос из аудитории: Буквичные или азбучные? Семьдесят, шестьдесят?
Они, как бы, общего. До этого там были свои названия. Но, сейчас уже даже, если взять то, что имеется в Госархивах и прочих, там уже - «семьдесят, шестьдесят». Но иногда Сорок и Ворок встречаются.
`п}`
И опять же, смотрите, Ось Мира, да? Когда всё - в состоянии гармонии, в состоянии равновесия, мы говорим что? Покой. А это - не просто Ось Мира, как мы ее нарисовали, но она еще и охватывает сферу (обводит руками пространство округ), как бы, Вселенную. Поэтому, буквой Покой было осемьдесят.
`ч}`
Но, а человек, который познает все сферы... а сфера у нас что напоминает? Букву «О», а матрешка у нас из скольки состоит? Из девяти сфер, да? Значит, эта матрешка у нас кого обозначает? Человека. Всё правильно. Вот это у нас будет девятьдесят или, как мы говорим, «девя...» - но не хватает до ста - «девяносто».
`к}а`
Но уже, смотрите, десятные формы мы писали - у нас Ижеи стояла в конце. Но, зато уже, начиная от 20-ти, у нас будет как? Двадцать один. Двадцать два.
`н}е`
(Пишет сочетание буквиц «Нашъ» и «Есть»): Сколько я написал? Пятьдесят пять. Нам - пятьдесят, и Есть - пять.
Вот в руке сколько пальцев есть? Если, конечно, не шестипалый и не обрубили. Ну, вот - Есть (показывает раскрытую пятерню и сжимает ее) - всё, что имеем в руке, да? А нам - пятьдесят пять.
Удобно? Удобно.
И так же уже: ворок один, ворок два, сорок один, сорок пять. То есть впереди - десятная форма стоит, то есть уже двудесятная или там более.
Ну, а теперь мы переходим к сотенным.
`р}`
Рци. Это у нас (пишет «100») - сотня, сотка, сто.
`т}`
ТвердО. Это у нас - три сотни.
`u}`
Четыре сотни. Заметьте, Оукъ идет в Буквице, `у}` - Укъ - в Азбуке.
`ф}`
Фертъ - пятьсот.
`х}`
Хhръ - шестьсот.
`j}`
Пси - семьсот.
`^}`
Отъ - восемьсот.
`ц}`
И последнее - Цы - девятьсот.
(Пишет пример): Триста двадцать три. Записывается вот так.
`тк}г`
Но, при этом, допустим... (пишет еще одно сочетание буквиц).
`njа}i`
Заметили, как 711 записывается?
Или вот так (пишет еще один пример).
`р}д`
Голос из аудитории: (... ?)
Каких «сто сорок»? С какой стати там сто сорок-то возьмется?
Голоса из аудитории: Сто четыре... сто четыре...
Сто четыре. «Добро» же четверку означает. Видите, и не надо никаких нулев писать, и так все ясно.
(Пишет следующее сочетание):
¹ар}д
А теперь у меня что получилось, кто как думает? Именно! Тысяча сто четыре, а не тысяча четыре. Едина тысяча сто четыре.
Вот этот значечек (показывает на знак ) означает «тысячу». Понятно, да? То есть вот это будет тысяча. Если мне надо, допустим две тысячи, я запишу вот так. Вот это будет две тыщи.
¹в}
Но это - по-нашему, по-словенски. По-советски - «тысяча сто четыре». А по-словенски будет - «едина тыща и сто и четыре». Понятно, да? Как бы, между ними вставляется буква «И»: и тыща есть, и сотня есть, и еще в довесочек четыре есть (улыбается). Все, что есть, надо есть, а исчезновение старых продуктов и появление новых лекарств образует взаимозаменяемые пары. С тысячей все понятно, да?
А если я запишу вот так. Смотрите, вот это у нас - тысяча. Здесь ясно, что это - тысяча.
¹а}
А десятки тысяч, допустим, вот как я нарисовал . А потом я под титлом ставлю вот это (показывает на сочетание «тысяча сто четыре»). Ну, вот, видите, в кружочек (показывает на «В» в круге)? Это у меня будет двадцать тысяч.
То есть, десятки тысяч, они у нас - в кружочке. Даже если я вам напишу вот здесь сейчас буквицу Земля (показывает снова на кружок) - это будет только семьдесят тысяч.
А если я вот так вот сделаю: Глаголь... тот же кружочек, но пунктиром. Это у нас будет триста тысяч.
Триста тысяч. Но так не говорили. Теперь посмотрите вот сюда (показывает на «едину тысячу» ). Я убираю вот это (стирает знак «знак тысячи»), Азъ беру в кружочек и пишу: «ТьМА». То есть не десять тыщ, а - Тьма.
Значит, здесь будет что (показывает на запись «20000»)? Две тьмы. Ну, если тьма - это 10 тысяч. «И спросил Господь искусителя: «Как имя твое?» - и ответил он: «Имя мое - Легион». То есть получается, их - очень много. А сколько много? А целая сотня тыщ.
То есть Глаголь будет не триста тысяч (показывает на запись «300000»), а три легиона. Хотя, римский легион был 10 тысяч, у них там свое было - они перенимали, но уменьшали.
Я опять рисую Азъ. И, заметьте, как запятыми вот так, раз, и тоже в кружочек обвожу. Леодр. Ну, нули, надеюсь, писать не надо. Я вам напишу вот так, сокращенно (пишет «1 млн»). Меланин, милленион, мильен (смеется).
То есть 10 легионов - это уже будет леодр. А сотня тём будет леодр. Десять тем у нас - легион. Заметили, да? То есть, как бы, добавляется.
Но, 10 леодеров у нас будет другая... (пишет) Опять - Азъ, опять я кружок делаю (очерчивает буквицу пунктиром), только я это всё превращаю в крестики. Это у нас называется Вран или Ворон. И это все у нас - десять милльенов.
И заметьте, как бы, десять уже другая, да? А у нас, посмотрите, в самом начале-то какие буковки? С Аза начинались, когда счет до десяти шел. И девять записали, а десятая, как бы, Вселенская, вместо нее уже, раз - другое обозначение по кругу.
Далее записываем.
Выделено как скобочками, только - сверху, снизу. Вот это у нас - Колода - 10 воронов (или 10 вранов). Это у нас будет 100 миллионов.
Чему же это всё соответствует? А соответствует сие вот так... Но к чему-то и прибавляется... Тьма темъ. Соответствует одному миллиарду (рис.5).
Где это употребление можно еще найти? В Библии. Откровение Иоанна Богослова: «И видел я конное войско, и число было его две тьмы тем», то есть войска было конного - два миллиарда. Че? Многовато, да? Нам говорят там, десятки, миллионы жили раньше, а Библия говорит: миллиарды жили. Если войско было два миллиарда.
Многие говорят: «Не было такого на Земле, не было». А почему не было? Допустим, любой иудей скажет: «Самая непогрешимая книга, где нет ни капли лжи, это - Талмуд». А в Талмуде есть такое указание, что в 70-ом году (70-ый год после разрушения Иерусалимского храма) в городе Бейтар римляне уничтожили 4 миллиарда евреев. Заметьте, 4 миллиарда. Что это за город, что там 4 миллиарда собралось? И потом, куда дели тела? Они считают, что это - правда. Никто же не удивляется, когда они заявляют о 6 миллионах погибших во Второй Мировой. Раньше-то получается больше.
Но смысл не в этом даже, кто там, чего- 4 миллиарда, значит, могло раньше больше народу жить, несколько миллиардов? Могли. Но города-то разные, никто же не удивляется, что в Мексике, в Мехико, в столице, там, говорят, официально только около 30 миллионов живет. В Москве - где-то около 20-ти. В Петербурге - где-то 5-6... ну, пять, вроде бы как, с лишним официально, а сколько бомжей и неофициальных? Одних финнов можно набрать только по пьяным подвалам... (улыбается).
Разобрались, да, с числительными?
Вопрос из аудитории: И как это записывается в числах?
Мы сейчас это все запишем. Мне главное, чтобы все усвоили.
(Записывает пример, рис.6). Я же сказал, употребительная форма есть. Кто мне скажет, что у нас здесь?
Так, пишем внимательно. Это у нас, в конце... , не радиорелейная экономия.
Если внимательно читать источники, по одним источникам и по другим в древние времена на Земле жило от 21-го до 38-ми миллиардов человек. А сейчас у нас - 6 с небольшим. Заметьте, сейчас - 6 миллиардов, да? И где-то 600 миллионов человек - это армии всех стран мира, то есть, как бы, одна десятая, так? Но если два миллиарда войска напало, и мы берем так, образно, одна десятая - это воины, значит, где-то уже 20 миллиардов жило на Земле. И они применили оружие, от которого погибла треть населения. То есть 7 миллиардов погибло от первого удара, одна треть - это болезни там, огонь, сера, одна треть - обречена на вырождение и болезни. Но, отсюда же и память человеческая о «ядерной зиме», что вот на Земле наступает ядерная зима, мутации и прочее. Откуда это в генетической памяти заложено? А всё с тех времен.
Вот спросите сейчас любого ученого, что такое облака? И никто вам не ответит. Ну, в школе сказали: «Круговорот воды в природе. Вода, испаряясь, поднимается вверх. Там замерзает, получаются облака. Под солнцем они сначала, как тяжелые, в льдинки собираются, начинают опускаться ниже, солнце их растапливает, и они дождем выпадают. Отсюда - круговорот воды в природе». Это у них так.
Читаем произведение, по-моему, Войновича «Приключения солдата Чонкина». Там один мичуринец договорился до того, что - «круговорот дерьма в природе». Нет.
Но, заметьте, это - в Природе. А почему облака летают над нами, ни дождя, ничего нет, и не падают. А серебристые облака на высоте 100-110 км, и тоже почему-то не падают. А почему? Что такое облака? А наши Предки называли облака «Хранилищем Мудрости». Поэтому, «витать в облаках» («Вита» - жизнь), то есть «мыслями жить там». А «летать», значит, предаваться всевозможным размышлениям, и прочему, полетам, так называемым, «во сне и наяву».
И заметьте, подобное притягивает подобное. Числа притягивают к себе числа, буквенные значения - буквенные значения. Ведь, всё в мире притягивает себе подобное, то есть положительное притягивает положительное, как бы, положительные мысли, положительные энергии. Если человек думает о чем-то хорошем, значит, к нему хорошее прилипает. Кто-то думает о плохом: вот всё плохо-плохо-плохо, - и у него, действительно, всё плохо. А почему? А мысли притянули себе подобные.
Заметьте, где находится Голливуд? Кто знает?
Голос из аудитории: В Америке.
Ну, Америка большая. На юге, в Калифорнии. А где больше всего смерчей, тайфунов, ураганов? На юге. А почему? Там снимают всякие ужастики, кошмарики, фильмы ужасов, триллеры, как они называют. Там же находится Церковь Сатаны. И всё вот это мракобесие, негатив, всё нарастает, нарастает, и Мать-Природа пытается очиститься от этого негатива.
Это же не только там, это же и у нас было. Взять средину 80-ых годов. Наши синоптики... ну, понимаете, синоптик, как минёр, ошибается один раз, но каждый день (улыбается, смех в аудитории). Дошло, да? И вот, синоптики предали: «Ожидается в Армении землетрясение силой 2-3 балла по шкале Рихтера». Ну, чувствительно... три балла - это уже чувствительно. Что происходит дальше? Миллионы армян, не только живущие в Армении, но и во всем Советском Союзе, начинают думать о предсказанном землетрясении, которое ожидается. Это же надо ехать домой, а там - золото, хрусталь, машины, ковры, их, как бы, в безопасное место перевезти. Но все их мысли о землетрясении были направлены в эпицентр. И как шандарахнуло 9 с лишним баллов: Степанакерт, Сумгаит, и прочее, прочее - вдребезги. То есть, кто разрушил города? Сами армяне. Чем? Своими мыслями о землетрясении.
Что мы наблюдем на нашей территории, я имею ввиду, Асия, земля Асов? В Японии передают: «Ожидается землетрясение 4-5 баллов». Куда бегут все японцы? Прятаться по бомбоубежищам? Нет. Они бегут в синтоистские храмы. Буддисты идут в буддийские дацаны [храмы]. И начинается коллективная молитва. У них висит большой колокол, в который, в определенном ритме, бьют бревном. И они что богам говорят: «У нас всё нормально, у нас всё хорошо, мы с природой дружим. Мы ее не обижаем, она нас не обижает. Мы - часть Природы, мы - гармония». И что - землетрясение 1-2 балла, то есть ничего не пострадало, они, как бы, успокоили Природу. То же самое делают в Китае и на Тибете. Они сразу же Природе позитивную энергию дают, а Природа видит: так, пошел мощный позитив. Это же не один монастырь, это не один дацан - это везде, по всей стране сразу же. И они, как бы, успокаивают.
Но и бывает, что уже невмоготу, такого недотёпы натащили, что говорят: вот, в Японии - землетрясение пять баллов, такие-то разрушения, а вот они молились, и не помогло. Да наоборот, помогло. Если бы они не молились в своих храмах, там бы и все 10-12 было, и еще бы цунами вообще бы накрыло и смыло.
На моей памяти был, так называемый, фильм-прогноз, фильм-катастрофа, «Гибель Японии» назывался. Это где-то начало 80-ых годов, как великие цунами вообще смыли Японию с поверхности Земного шара, то есть ушла под воду. И никто не хотел принять 120 миллионов японцев. Кто две тысячи принял, кто пять, а остальные - погибайте, как хотите. То есть и показывалось вот отношение. Тогда его показали, но потом, почему-то, сразу же сняли. А почему? А потому что там Россия вообще не участвовала в обсуждении по сюжету... и люди, которые смотрели, говорили: «А вот почему японцы не сняли, что Россия там предоставила место для расселения? То есть обращались в Юго-Восточную Азию, и прочее, и прочее. А потом фильм, раз, и исчез. То есть очень много фильмов было, которые потом по указке ЦК КПСС... ну, случайно прорвались, а потом их запретили.
Ведь, насколько я помню... это, по-моему, 82-ой год, ажиотаж вызвал фильм, который назывался «Ангар-18». То есть у американцев есть авиабаза, где находится, по-моему, Райт-Патерссона [база ВВС США], ангар номер 18 для исследований лунного грунта. И там - летающая тарелка. То есть они ее, как бы, уничтожают... Но люди-то наши привыкли верить тому, что видят, неважно где, в кинотеатре. Потому что, перед этим фильмом ключ был. Знаете какой? У нас шло это в Концертном зале, «Ангар-18». Но перед ним была «Хроника дня»... кто-нибудь помнит такой киножурнал? Центральная студия документальных фильмов... - в Москве - иностранная кинохроника... а потом, раз!... фильм «Ангар-18». А это всё воздействует на сознание человека: как вы начинаете просмотр, под каким ключом, под тем вы всё воспринимаете. То есть для многих фильм «Ангар-18»... Да. Как хроника дня: вот, смотрите, американцы своих же космонавтов пытаются уничтожить, и прочее, и прочее, чтобы скрыть от народа правду, - вот, какие они гады. Поэтому и произносят «О! Май гад!» (улыбается).
Но я к чему говорю... начали об одном, а перешел - о другом... вдумайтесь, с чего началось. Когда лектор выходит с темой, темой интересной, с кучей доказательств, но перед всеми говорит: «Свиньи!» - а потом читает лекцию, допустим, о парапсихологии, и прочее, и прочее. Как воспримется? Негативно: «А, о каких-то свиньях», - то есть ключ сработал. А если он выйдет, скажет: «Чудо!» - и начнет читать ту же информацию? Она воспримется по-другому.
Заметьте, главное - ключ. Ключ всегда - в самом начале. Поэтому, допустим, вы берет книжку (берет и показывает аудитории книгу), наверное, замечали, первым делом что? Открываем, читаем вот здесь (показывает на место на развороте книги с информацией об издании и издателе). А вот здесь (показывает на текст с аннотацией ниже) - краткое описание, так называемый, «ключ» к информации. Некоторые открывают: «Так, кто издал? Что в оглавлении?» - машинально просматривают. Но главное, вот, вторая страница - откуда данная информация, что она сообщает - это как ключи.
Даже если взять старопечатные христианские книги, написано «Святое благовествование от апостола Марка о хождении и деяниях Господа нашего Иисуса Христа при жизни его в Галилеи, и вхождение в Иерусалим», то есть, как бы, аннотация, введение. Но там это и так всё описано. А там расписано, что, как и почему.
Для чего это делается? Для того чтобы человек подготовился к восприятию данного учения. А, допустим, вы взяли... ну, ради интереса, надо прочитать Коран - подготовиться к уроку «Религиоведение». Вы его только открыли, а кто-то стоит, через плечо заглянул, посмотрел: «Бред!» - и пошел. Всё. Как бы вы ни готовились, у вас всё, весь текст из Корана будет восприниматься, как бред, а бред в голове не укладывается. Понятно, да?
Когда, допустим, самое главное, вы заходите в класс и видите: кто-то сидит, работает с религиозными учениями разных народов. Вообще не подходите, или молча подошли, отошли - человек уже настроился на восприятие Образов.
Но, сразу же хочу вам сказать: открыли Коран - рядом открывайте Тору и Библию. Одно без другого вы не поймете, это - одно учение, одно и то же. На Религиоведении я вам это более подробно буду всё разъяснять.
28. Наследие Предков (История) (урок 3 - Асгарды). / 30. Религиоведение (урок 3 - Христианство).
С уважением Альгсандръ