40. Религиоведение (урок 4 — Христианство)
Уроки Асгардского Духовного Училища
40. Религиоведение (урок 4 - Христианство).
Религiовhденiе
Прошлый раз мы остановились на... то есть христианство, ислам, иудаизм. Перед этим мы разбирали христианские старообрядческие.
Помните, как даты переводятся?
1054
5508
6562
В Лето 6562-ое, оно же - 1054-ый год по Р.Х., произошел не только окончательный раскол Римской империи на Восточную и Западную, но, так как, в Римской империи была главенствующая религия - христианство, то и произошел полный раскол христианской церкви на две.
1. Первая себя объявила Вселенской церковью (католическая) - это Западная христианская церковь
2. Восточная себя объявила Ортодоксальной церковью (правоверная).
Это уже после Никона произошла подмена понятий, и вместо «правоверие» начало звучать «православие». То есть понятно, ортодоксальная. Но, до сих пор, РПЦ и Московскую Патриархию на западе называют не иначе, как «Рашн ортодокс черч» [Russian Orthodox Church], то есть «Российская ортодоксальная церковь», хотя, до Никона, она называлась «Греко-византийская христианская церковь». Это Никон подмену произвел.
Но, мы уже разобрали, что произошло множество расколов в ортодоксальной церкви (частично мы потом будем возвращаться). А что же Вселенская, так же и осталась незыблемой? То есть отличие, по поводу которого произошел раскол, основывалось на чем? Обряды примерно одни и те же, символ веры примерно один и тот же, то есть там разница - в нескольких строчках, так? Но ортодоксы почитают чистую Троицу - «Отец, Сын, Дух Святой», а у католицизма, как бы, двойственность - «Иисус и Матерь Божия», то есть культ Богородицы, он был более развит. Поэтому, любой католик, тот же католик Польши, Германии, он произносит: «Иезус Мария!» - «Иисус и Мария». Ну и плюс, чисто внешнее: христианин ортодоксальный крестится троеперстно, справа налево, католик - двуперстно, но слева направо. Это такие, внешние отличия.
Голос из аудитории: ...(... ?).
У ортодоксов - справа налево, у католиков - слева направо. Католики - двумя, так же, как и старообрядцы-ортодоксы двумя, а никониане и обновленцы, они все - щепотники, то есть трехперстные.
Вопрос из аудитории: А если слева направо это не вредит?
Все вопросы - потом. Им это не вредит.
Кроме того, у ортодоксов все должны в храме стоять либо на ногах, либо на коленях, а у католиков в храмах сидят, у них там стоят лавочки. Кроме того, у ортодоксов звучит только хоровое пение, а во Вселенской церкви, католической, помимо хорового пения, звучит еще и орган.
Далее. В ортодоксальной церкви во время крестного хода используются только иконы и хоругви (церковные стяги, знамена с изображением святых), а у католиков, помимо хоругвей, еще несут куммиры, изображающие либо Иисуса, либо куммиры Пресвятой Девы Марии, то есть статуи, а также других святых. Допустим, у тех же британских католиков, они там еще во время хода носят статуи Святого Патрика и других святых, они их вырезают из дерева. И ортодоксы, глядя на это, заявляют: «Они нарушают заповедь «Не сотвори себе куммира!», то есть, как бы, ударились в идолопоклонство. В свою очередь, католики ортодоксам говорят: «А вы вообще стали язычниками - вы себе взяли в церковное служение все языческие праздники».
По-моему, в 1654 году по определенным вопросам между этими двумя церквями был заключен союз - уния. Согласно этому союзу, территория Восточной Польши, Западной Украины и Белоруссии, Буковина, Бессарабия, некоторых провинций прибалтийских государств, объявлялась разделительной зоной между двумя христианскими направлениями. И заметьте, даже в начале 20-го века получалось как, я имею ввиду христианские церкви: родится мальчик - его несут в правоверную церковь христианскую, родится девочка - ее несут в католический костел крестить. А это вот было, буквально до войны. И как говорили, мальчик родился - его в православную церковь понесли, а родилась девочка - ее отнесли в католический костел, и как бы, она стала полячкой. Но, чтобы повенчаться в ортодоксальной церкви, представитель другой религии, даже если это и христианство, должен принять в ортодоксальной церкви ортодоксальное христианство, в католической системе второй супруг должен принять католицизм.
Заметьте, католицизм - римско-католическая церковь, а ортодоксальная - это византийско-ортодоксальная, или потом она себя «РПЦ» объявила, а между ними - союз. И этот союз выделился в особую церковь, которую назвали «униатской церковью» или «греко-католической», как бы, промежуточное звено между ними. То есть, которая находится на основах ортодоксии, но при этом, признает власть Папы Римского. Поэтому, чтобы повенчать детей, они шли в греко-католическую церковь. Христианин - из восточной религии, девочка - из западной религии, они все венчались в греко-католической церкви. Вот такой вот симбиоз получался.
Кстати, в Омске греко-католики и римско-католики вместе построили церковь, но по одним дням мессы проводят римско-католическая община, по другим дням - греко-католическая.
Вопрос из аудитории: Это где это такая?
Авиационная, 120, на левом берегу, в районе старого аэропорта. Там они сначала купили один домик, потом купили еще один домик, а потом оба дома снесли и построили каменную церковь.
Здесь мы разобрались, что произошло разделение в ортодоксальной церкви. А во Вселенской, католической, как ее еще иначе называют, римско-католической церкви, произошло деление? Да. Но деление когда началось, когда был введен искусственный язык богослужения. До этого же времени служение проходило только на греческом языке и на еврейском и в той, и в другой церкви. Остатки этого - прославление бога на еврейском языке, то есть и в той, и другой церкви, что поют? «Аллилуйя» - «Славься Бог Яхве!» дословно. И они этого бога поют и прославляют на еврейском. Одеяния в обеих церквях [католической и ортодоксальной] называются по-гречески.
Вопрос из аудитории: Это перевод с какого «Славься Бог Яхве!», с греческого?
Нет, это не с греческого, это - с лошен койдеша, с древнееврейского. «Аллилуйя» - это «Славься Бог Яхве», это лошен койдеш. И оно также осталось в идише и иврите.
Вопрос из аудитории: Лашенкоидыш?
Лошен койдеш. Ну, вот начнется во втором семестре предмет «Древние языки», вот там вы и будете изучать. Потому что вон, литературы хватает. Тора есть, там с одной стороны идет на ивритике, с другой стороны идет русский перевод, то есть переводить уже не надо. Но, а что там зашифровано? Вот, когда вы будете изучать Образы этих букв, вы будете по каждому Образу, как по Рунице: и что же они сокрыли и от своих, и от чужих?
Заметьте, в 16-ом веке появляется искусственный язык для богослужений во Вселенской, римско-католической церкви - латинский. Почему он искусственный? Потому что он - фонетический. До этого у всех народов был Образный язык. Возьмите, хотя бы, греческий: альфа, бета, гамма, дельта. Видите, Образами идет, да? А в латыни: «а», «бэ», «це», «дэ», - чисто фонемы идут звуковые. И делается перевод на вот этот разговорный фонетический язык или, как говорят, народный язык Италии. Поэтому и перевод Библии в 16-ом веке на латынь получил название «Вульгата». Вульгарный, как мы сейчас говорим. «Вульгата», то есть народный перевод.
И заметьте, если службы во всех странах велись сначала на своем языке, где католицизм распространялся, то начиная с 16-го века, с появлением Вульгаты везде все службы, все молитвы предписывалось вести только на латыни.
Вопрос из аудитории: Это, я извиняюсь, у католиков, и у ортодоксов?
Нет. Это только про католиков. Сейчас разбираем только католическое.
Но что происходит дальше? При введении... официальная история это маленько искажает... при введении вот этого, искусственного, типа эсперанто, языка (латынь не зря же называют «мертвый язык»), католики многих стран выступили против такого абсурдного нововведения. Они говорили: «С какой стати мы должны прославлять Бога на непонятном, абсурдном языке?» Они начали протестовать. Но протестантизм, как таковой, он начал появляться раньше.
«Протестантизм» (от латинского слова «Protestans» - «публично заявляющий») - это общее обозначение вероисповедания сект, связанных с Реформацией. Сначала они протестовали против введения искусственного языка, потом они начали протестовать против деспотизма и абсурдных заявлений Римского Папы либо его наместников - кардиналов. Но заметьте, никто из них не возмущался по поводу «Священного суда» - Инквизиции. Потому что, не важно, на каком языке, но всех, кто не принял Христа, согласно учения Саула (или Савла, Павла), надо было их всех уничтожить.
За годы Инквизиции... а там еще испытывались и так называемые биологические виды оружия - чума, оспа, тиф, холера... Европа почти совсем обезлюдела. К тому же, в средние века у католиков было такое выражение: «Кто принял Святое крещение, тот уже до конца времен чист», и они просто не мылись. А это способствовало появлению вшей, а вши - это переносчики различных тифов, болезней. То есть и выкашивали: с одной стороны косила Инквизиция, войны между собой. А потом придумали Реформацию, Мартин Лютер возмутился: «А не нравятся мне действия Папы», и он создал лютеранство. Кальвин создал кальвинизм, и потом еще различные появились направления.
Баптисты
Но одним из первых протестантских движений, направлений стал баптизм, то есть наиболее мощное движение получил баптизм.
Голос из аудитории: ... (... ?)... бабы?
Не «бабы, а «баптизо» - это купель, греческое слово, что значит, «погружать в воду».
То есть эта форма появилась... Вот у нас Вселенская католическая. От нее отделяется у нас протестантизм, протестантство, которое, в свою очередь делится: баптисты... то есть баптисты были и раньше.
Вопрос из аудитории: Они протестанты тоже?
Да. Это уже протестантские движения.
Баптисты были и раньше, почему? «Баптистами» греки называли первоучеников Иоанна Крестителя. Он их загонял в Иордан и говорил: «Я крещу вас водой, но идущий за мной будет крестить вас Огнем и Духом Святым». И вот, купель, погружение в воду - это и было баптизмом. Поэтому, если вы видели католические календарики, где нарисован Иоанн Креститель, на нем написано «Джон Баптист». То есть «Иоанн Креститель» по-латыни и по-английски будет «Джон Баптист», «Иоанн Баптист», то есть тот, кто купал.
Баптизм, как самостоятельное религиозное течение, оформился в Англии в начале 17-го века, как оппозиция официальной англиканской церкви. Вот протестантство, основные-то у них в протестантстве, вот то, что я сказал, помните? Протестантство у нас делится на лютеранство, кальвинизм и англиканство, мы разбирали на прошлом уроке, как три формы (они любят на три делить). Англиканство еще было, которое в Англии, она до сих пор англиканская церковь существует.
Баптизм - это протестантская, считалось, секта, но она уже появилась от протестантской англиканской церкви.
Вопрос из аудитории: ...(... ?).
Католицизм разделился: от него отошло протестантство. Основа протестантства - лютеранство, кальвинизм и англиканство, вот они, как первые. А уже из англиканской церкви самое мощное движение, которое существует, это появились баптисты.
Первая община баптистов в Англии появилась в 1612 году. В 1644-ом был опубликован Манифест семи баптистских общин Лондона. В Америке первая баптистская община была основана в 1639 году Ричардом Уильямсоном. В Германии баптистская община появилась в 1834 году... ну, там же Лютеранская церковь преобладала. В 1905 году образовался Всемирный союз баптистов, который объединил 7 миллионов человек. В 1956 году насчитывалось 22 миллиона баптистов, из которых 19 миллионов - в Северной Америке, главным образом, в США, и 1,2 миллиона - в Европе, 340 тысяч - в Англии (считается, что Британия себя особливо держит). А само руководство - Всемирный союз баптистов находился в Вашингтоне, в США.
В России баптизм появился в 60-ых годах 19-го века. Он распространялся в основном на территории южной Украины, Закавказья и Поволжья. В начале 20-го века баптисты начали осваивать земли Сибири, то есть распространяться еще в Сибирь и Дальний Восток. Например, в Омске в 1907 году баптисты построили молитвенный дом (крупное было здание). Так, вам для сведения: через 11 лет пришли большевики, баптистов выгнали из Дома молитвы и устроили там сыскной приказ, грубо говоря, милицию. А здание было двухэтажное, то есть кабинеты с конторой милиции и чекистов находились на втором этаже, а на первом у них была конюшня. В начале 90-х годов баптисты обратились к городским, областным властям, чтобы им вернули их Дом молитвы. На что им ответили: «А куда мы денем Куйбышевский райотдел милиции?» Правда, там уже конюшни не было, там машины стояли (гараж), паспортный стол на первом, следовательские кабинеты. Баптисты нашли умно выход из положения, говорят: «Если мы вам предоставим помещение, вы нам отдадите наш Дом молитвы?» Они говорят: «Конечно». Из Германии поступили денежки, Куйбышевскому райотделу милиции построили 4-хэтажное здание с подземным гаражом, и тут же здание баптисты получили себе назад, даже с дополнительной территорией. И что они сделали? Они разобрали все полностью под крышу: все полы, все окна, все убрали, остались одни каменные стены. Они вычистили это все... ну, представьте, даже конюшня была, осквернили... освятили это все по-своему, и по новой сделали Дом молитвы, просто чтобы а один раз полторы тысячи верующих могло находиться в этом Доме молитвы, с балкончиком. А на свободной территории они пристроили еще школы, доходный дом (комнаты), образовательное училище у них, и прочее, прочее, где столовая, с детьми занимаются. То есть они готовятся к своей деятельности. Хотя, до того, как им отдали, баптисты в основном собирались на 12-ой Марьяновской. Вот что значит, хорошо иметь деньги из Германии.
Но трудились они, баптисты, все сами бесплатно - все деньги, идущие из Германии, шли только на покупку стройматериалов. У них даже службы шли, по-моему, три дня в неделю - на русском, три дня в неделю - на немецком, потому что баптистов-немцев много, один день в неделю - выходной.
Вопрос и аудитории: ...(... ?)... переводчиком был, это он?
Нет, это были лютеране. Но лютеране построили кирху себе за Ленинским рынком, потому что их кирха Святой Екатерины - первый каменный храм в Омске - была построена, по-моему, в 1791 году или в 93-ем. Но, ее - часть сломали, остался как маленький приход, а в нем - музей УВД, и он пристроен к ДК имени Дзержинского, кирха Святой Екатерины, поэтому им не отдали. Им дали за Ленинским рынком место, Запад начал финансировать. Ну, правда, господин Кокорин себе два миллиона марок сделал (улыбается), он получил подряд на строительство - сам у себя покупал стройматериалы, очень удобно.
Возвращаемся к баптистам. В 1944 году баптисты объединились в один союз с Евангельскими христианами. В последующие годы к союзу присоединилась часть пятидесятников и меннонитов. Организацию возглавил Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (сокращенно - ВСЕХБ), который стал членом Всемирного союза баптистов, а Всемирный союз баптистов, мы записали, в 1905 году образовался. В начале 60-х годов от Всесоюзного совета откололась группа, которая именует себя «Советом церквей Евангельских христиан баптистов» (сокращенно - СЦЕХБ).
Основой своей веры баптисты признают Библию. Центральный пункт их вероучения - «Догмат о личной вере», возникший под воздействием Святого Духа. Ну, когда на тебя у баптистов сходит Святой Дух, ты начинаешь говорить на многие язы́ки. Иногда заходишь там - они такую тарабарщину несут, но это у них называется «говорить на языке Святого Духа». Центральный пункт их вероучения - «Догмат о личной вере», то есть каждый верит: вот получил он Святого Духа, и он уже все - верующий, он уже - напрямую с Богом, с Духом.
Девиз баптистов - «Бог есть любовь» - означает, что с Богом связано все, что в мире. Без Бога нет радости и счастья. Они говорят, что люди во грехах зачинают и рождаются, не способны ко всему доброму, но способны и склонны ко всему злому. Человека они считают греховным существом и верят в утешение только в вере в Иисуса Христа. Баптистские проповедники говорят верующим о том, что человеку уготованы две жизни: земная - временная, приходящая, и небесная - вечная. Земная жизнь - это жизнь во тьме, полная мучений и страданий. Единственное, что придает смысл жизни на Земле, - это вера в Бога. Бог есть бесплотный Дух, он вездесущ, не связан ни с каким местом, рассеян везде. Рай для большинства последователей баптизма является местом отдыха, ад - местом мук Совести. В основе баптистского фатализма лежит представление о божественном провидении, по предначертаниям которого будут происходить все события в Природе, в обществе. У Бога ничего не делается стихийно или случайно - все, что делается, есть его предопределение. Бог назначает будущее человека еще до его рождения, всякие непредвиденные неожиданные события, несовместимые с основными религиозными принципами, и потому необъяснимы, как воля Божья, изображаются как испытание Божье, как козни врага его - Сатаны. Особое значение баптистские проповедники придают спасительной миссии Христа, его второму пришествию для последнего страшного суда над человечеством. Христа они представляют единственным посредником между людьми и Богом, не признавая никаких Святых, священников, монахов и других ходатаев и заступников перед Богом за Души верующих. Человек, учат они, может спасти себя от грехов и кары Божьей только верой в то, что Христос уже пострадал за него. В проповедях, посвященных вопросам бытового поведения, проповедники делают упор на запрет употребления спиртных напитков, курения, хулиганства, разврата. Баптисты доказывают, что лишь на основе евангельской морали можно избавиться от этих пороков. Почему верующим надо воздерживаться? Потому что, это вредно для спасения Души. Тело - не для блуда, а для Господа, разве вы не знаете этого? Чтобы храм Божий и Дух Божий живет в вас. Те, кто употребляет алкогольные напитки и курит, совершает тяжелый грех и теряет возможность попасть в рай («Братский вестник», 1972 год, #2, страница 128).
Для спасения Души человек должен отказывать себе во всем, даже болезнь признается полезной, ибо, заявляли баптистские проповедники, она показывает человеческое бессилие, появляется нужда в утешителе, лучшем, чем люди. В немощи наша сила.
Но, помимо всего, что указывается о баптизме, когда заходите в баптистский дом молитвы, сразу же бросается в глаза надпись, которая идет по периметру: «Мы проповедуем Христа распятого. Кровь Христа омыла наши грехи». В некоторых баптистских... (... ?) - духовные иудеи или духовные евреи.
Но вдумайтесь: «Мы проповедуем Христа распятого». Но он же воскрес. Почему же вы, возникает вопрос, проповедуете распятого, а не живого? Во-вторых, вспомните, когда Понтийский Пилат говорил: «Кого из Иисусов освободить? Первого Иисуса или второго? Иешуа Ганоцри или Иешуа Варраву?» то есть Иисуса - сына Отца Небесного, или Иисуса - сына отца земного? Все кричали в один голос: «Иисуса, Иисуса, Иисуса!» Пилат плюнул на них и говорит: «Черт вас разберешь, кого из них освобождать! В общем так, я умываю руки, решайте тут сами без меня». Но вдумайтесь, когда выбрали Ганоцри, то есть Иисуса Христа распинать, что сказал Пилат: «На мне нет крови этого праведника. Я не нашел его виновным». Что кричала толпа: «На нас и детях наших кровь его!» Но заметьте, что у баптистов написано? «Кровь Христа омыла наши грехи». Получается, что они - потомки тех, кто приказал его распять, по логике вещей, да?
И еще, то, что не указано в книге, основа баптизма, вдумайтесь, - это погружение в воду, полное погружение, но когда? Не в младенчестве, а в сознательном возрасте, в возрасте 28-ми, 30-ти лет, то есть в возрасте Христа, когда он пришел с двумя последователями своими к Иоанну Крестителю, чтобы креститься. А тот увидел белые одежды ессеев и говорит: «Да не я должен крестить вас, а вы должны крестить меня!» Иисус молча улыбнулся и шепнул: «Делай, что положено». Крестился, и народ понял, что вот - первый ритуал очищения тела даже Иисус исполняет, и два ученика с ним бывших. Одного звали Арий, а второго звали Иуда Симон из города Кориафа, которого потом Матфей обозвал «Искариотом», жуликом и предателем. Вдумайтесь, в Библии: учеников перечисляет, которых он призвал, и последним называет: «и Иуду Искариота, который предал его». Как предал? Он его еще только призвал? Когда он его же успел предать?
«Мастер и Маргарита» помните? Пилат спрашивает: «Знаешь человека по имени Матфей?» - «Да, я видел, он ходит за мной и что-то пишет. Я заглянул, и там нет ни слова правды. И он называл меня «сыном собаки». Кстати, вон там Евангелие от Матфея на еврейском, там - тоже «сыном собаки». А знаете, почему «сын собаки»? Никто не думал, почему? Согласно «Шульхан Арух», книге еврейской, все гои, то есть не евреи, приравнены к собакам. Поэтому и Матфей кричал: «Ты - сын собаки», то есть ты - сын... хоть, у тебя мама и евреечка, но папа-то твой не наш.
Вопрос из аудитории: Папа не еврей?
Да. Как в фильме «Ширли-мырли»: «Да у него папа - голубь!» (смеется). Там еще есть, над чем задуматься.
Конечно, многие говорят, что самая правильная книжка - это Лео Таксиля «Забавная Библия» и «Забавное Евангелие», то есть каждому - свое. Кто-то читает трактат канадца «Иисус Христос - гомосексуалист». Ну, тот вывел на основе римского права, кого распинали на столбах и на крестах, - как правило, за преступления против нравственности, то есть за гомосексуализм. Если он был активный, его спиной к кресту прибивали, если был пассивный, то - лицом к кресту. Ну, на основании этого и выдержек, цитат, надерганных из Библии, был сделан трактат. Напридумывать сейчас можно все, что угодно, и написать, что у него рога росли, аж двенадцать штук на голове. Но это же было давно, поэтому щас бумага все стерпит.
Дальше читаем. Центром религиозной жизни баптистов является община, во главе которой стоит пресвитер, избираемый верующими, и Совет общины, который исполняет принятые на собрании общины верующих решения. В общину принимаются по заявлению. После прохождения испытательного срока совершается водное крещение в естественных и искусственных водоемах. В общине ведется строгий учет верующих, каждый член общины имеет определенный участок работы: связь с соседними общинами, укрепление в вере колеблющихся, по молитвенному дому, сбор денежных пожертвований, и так далее.
Допустим, баптистские общины в Германии, то же самое можно сказать и про лютеранские. Вы живете в Западной Германии, к примеру. И вот участок рядом с кирхой, или католическим собором, или баптистским домом молитвы, там все расчерчено: вот эти три квартала относятся к этому, вот эти три квартала - к этому. И все, кто там живут, они обязаны ходить туда. Ну не хочешь ходить туда, будешь в этот ходить. И там вплоть до того, что человек работает на фирме какой-то, и десятину церковную... можешь даже и не идти туда... у тебя ее высчитают. А сам можешь и не ходить, но на благо этого храма, этой общины - церковная десятина.
Вопрос из аудитории: Потому что живешь там?
Да. На территории данного храма.
Испытательный срок у баптистов обычно длится один-два года... (... ?) ...сокращен до 6-ти месяцев. В течение этого периода, вновь поступающие в общину проходят через три этапа: покаяние, обращение и возрождение свыше. После чего кандидата допускаю к крещению. Евангельские христиане-баптисты большое значение придают пению. Песни подразделяются на темы: призыв к вере и новой жизни, моление и прощение, чувство веры, мир божий и христианская радость, молодые подвиги веры, чаяния веры, песни на разные случаи жизни, детские песни. По выражению баптистских богословов: «Пение - это наша миссия. На кафедре выступают немногие, а через пение могут проповедовать сотни». Большое место на молитвенных собраниях и в повседневной жизни верующего занимают молитвы. На собраниях молитвы произносят вслух 3-4 человека, а остальные стоят на коленях, опустив голову, закрыв глаза, и молча слушают. Индивидуальные молитвы совершаются преимущественно дома, хотя, верующим рекомендуется также творить их во всякое время и на каждом месте, без принятия молитвенных поз. Баптистские обряды рукоположения, бракосочетания и покаяния есть не что иное, как переосмысленные, реформированные католические таинства священства брака и исповеди. Рукоположения совершаются только старшими пресвитерами. Бракосочетание может осуществлять и рядовой пресвитер. Покаяния совершаются не систематически, а проводятся по мере надобности, чаще всего, в случаях появления у членов общины оскудения веры, чрезмерного внимания к греховной мирской жизни. Из общих христианских праздников баптисты признают лишь те, которые посвящены Христу. Кроме того, отмечают день Нового Года, День жатвы, День единства и День матери. Богослужения проводятся в обычных помещениях, в комнатах, заставленных рядами скамеек, посредине стоит трибуна и фисгармония. Над выходом надпись: «Идите и впредь не грешите». Баптисты не признают икон, отрицают крестное знамение, большинство церковных таинств, у них нет молитвенников. У баптистов церковь - это не здание, храм, не носитель особой благодати, а прежде всего - коллективное собрание возрожденных Душ.
То есть баптисты так же не признают крест, как символ, они его считают символом казни, поэтому крестики баптисты не носят. И Евангелия и Библии... если вот взять обычную христианскую Библию, на ней изображен крест: либо ортодоксальный восьмиконечный, либо католической крест. У баптистов, у протестантов на обложке - нету.
Адвентисты
Название происходит от латинского слова «адвентус» - «пришествие». Сами себя они называют «адвентисты», но церковь свою называют «Церковь адвентистов седьмого дня», а раньше это была просто секта. Основателем этого движения является американский фермер Вильям Миллер (годы жизни - 1782-1849). Он был исполняющим обязанности проповедника баптистской общины, но с 1817 года углубился в Библию и усиленно стал заниматься пророчеством. Изучение Книг Давида и Откровения Иоанна привело его к выводу, что мир находится непосредственно перед пришествием Христа, которое должно произойти между 21 марта 1843 года и 21 марта 1844 года. Свое откровение он долго хранил в тайне, и только в 1831 году начал сообщать об этом в своих проповедях, призывая к готовности встретить Христа. Его проповеди снискали большой отклик, и много людей сгруппировалось вокруг него. В 1843 году он имел 50 тысяч последователей, среди которых было 200 проповедников. Представляете? За 12 лет - 50 тысяч и 200 проповедников. Некоторые из его последователей раздарили все свое имущество, чтобы, освободившись от всего земного, идти навстречу грядущему Господу, но 21 марта 1844 года произошло без каких-либо событий. Миллер признался в своем заблуждении, но его сподвижники стали искать возможную ошибку расчета, и пришли к заключению, что Христос должен придти на полгода позже, то есть 21 октября 1844-го, и вновь у многих загорелась надежда. Но и опять их ждало разочарование - Господь не явился и к 21 октября 1844-го. С того момента начинаются расколы, из всех этих групп быстро стала расти лишь одна под названием «Адвентисты седьмого дня». То есть если те были просто адвентисты, то после раскола появились «Адвентисты седьмого дня». Основателем этого течения был бывший капитан корабля Иосиф Батес. По его инициативе вместо воскресенья стали соблюдать субботу. Его книга «Седьмой день суббота - вечное знамение» оказала большое влияние на все движения адвентистов. Учение Батеса было подхвачено адвентисткой Элен Витте или Еленой Уайт, как она известна в России. Материал для проповедей она получала в состоянии транса. В одном видении, в апреле 1847 года ей была открыта возможность Заповеди субботы. На основании этого откровения суббота была возведена до уровня главной заповеди. Посредством откровений книг, периодической печати Елена Уайт оказывала на общество адвентистов седьмого дня большое влияние. Ее можно называть основной руководительницей этого движения. Так как, Вильям Миллер со своими последователями был исключен из баптистских собраний, то в 1845 году это течение начало организовывать свои собрания. Елена Уайт предприняла длительную поездку с целью агитации, в 1885 году она приехала на два года в Европу, а с 1891-го по 1900-ый занималась организацией этого течения в Австралии. В 1858 году у адвентистов седьмого дня было введено обязательство уплаты десятины непосредственно в центральную кассу. Это закон же был: даруйте 10-ую часть Богу. А в 1863 году официально организовано Общество адвентистов седьмого дня. На основании одного откровения Елены Уайт была проведена реформа оздоровления. Адвентисты являются противниками алкоголя, табака, употребления свинины в пищу, что является тяжким грехом. То есть здесь, как вы видите, сразу же за основу берется Шабат, Шабес, то есть еврейская суббота. Больше берется, как за основу, Ветхого Завета. Главным средством агитации у адвентистов является продажа литературы. В 1963 году журналы и литература выпускались на 228 языках. Наряду с этим, свое учение адвентисты распространяют с помощью радио и телепередач, а также с помощь заочных библейских курсов. Быстрее всего это течение распространяется в Южной Европе, Корее и Африке. Во главе Общества стоит Генеральная конференция, опять же где? В Вашингтоне. Свою организацию они разделили на дивизионы, союзы, объединения, собрания. В 1980 году в Обществе насчитывалось 3,3 миллиона человек - 3 миллиона 300 тысяч. 1980-ый - олимпийский год. Во многих пунктах своего учения адвентисты близко стоят к реформаторской церкви. Наряду с этим, они имеют свои особенности. Адвентисты не имеют официального исповедания, и труды Елены Уайт стоят наравне со Священным писанием. Адвентисты, как и баптисты, отвергают крещение детей, они учат и практикуют крещение путем полного погружения в воду. Принимающие крещение получает наставления в предварительных беседах и проповедях, обучениях. Перед крещением обязаны давать обет перед собранием, что они оставили служение Сатане и стали членами царственной семьи, то есть «детьми небесного царя». Они празднуют Вечерю каждую четверть года неквасным хлебом и безалкогольным вином. Перед вечерей совершается омовение ног: мужчины - мужчинам, женщины - женщинам. После вечери следует братский поцелуй.
Голос из аудитории: Ноги помыл и поцеловал. (хохот в аудитории).
Да, вот тут братский поцелуй непонятно кто: мужчина и женщина, или мужчина-мужчина, женщина...
Адвентисты утверждают, что Иисус пришел для так называемого суда-расследования, которое сегодня происходит на небесах, там он проверяет Книгу Жизни и вычеркивает именно тех, которые хотя и верят в Христа, но не соблюдают субботу. Сегодня они несут весть благодати. Когда весь мир будет предупрежден, то он может придти для совершения суда - это должно скоро свершиться. Сегодня происходит борьба между теми, кто соблюдает субботу и теми, кто соблюдает воскресенье. Вот делать нечего, а? (смех в аудитории). Первые являются представителями Господа, то есть те, кто соблюдают субботу, а вторые - представителями Сатаны. В последнее время будут преследовать тех, кто соблюдает субботу. Адвентисты получат Печать Господа, а остальные - начертания Зверя. Во время тысячелетнего царства Земля будет пуста и безвидна. В это время адвентисты находятся на небе и помогают провести окончательный суд по отношению ко всем отпавшим существам. После этих тысячи лет Сатана вновь будет отпущен, огонь с неба уничтожит на Земле всех грешников. Длительность наказания зависит от вины. Все завершится в огненном озере и, таким образом, будет место, свободное от греха. Вечного проклятия нет. Если оно окончательное, абсолютное уничтожение, так как, нет бессмертия Души (вот, то, что они пишут). Адвентисты создали теорию субботы, третья заповедь должна говорить об освящении субботы. Уже на первых страницах Библии рекомендуется празднование субботы (Бытие, Глава 2, стих 3). В Новом Завете суббота не упразднена, а лишь только церковь поставила воскресенье... (... ?). Введение празднования воскресенья императором Константином в 321 году было уступкой язычникам и служило прославлению Бога Солнца. Папство приравнивается к антихристу. Заповедь субботы Синая является раз и навсегда действенной, обязательной заповедью Бога, и не только для евреев, но и для всех христиан. Поэтому вопрос субботы решает спасение или проклятие человека. В России Адвентисты седьмого дня появились в конце 80-х годов прошлого столетия среди немецких колонистов Поволжья. Община адвентистов отличается сильно выраженной замкнутостью. Адвентисты и адвентистки в брак должны вступать только между собой. Они отвергают поклонение кресту, мощам, иконам, монашество, крестное знамение, исповедь, отпевание. Не признают они также никаких христианских праздников, вместо которых отмечают свой собственный годовой Праздник жатвы, обычно в последнюю субботу сентября. Молитвенные собрания адвентистов проводятся, как правило, в субботу утром, а также в вечерние часы среды и пятницы, иногда - второй раз в субботу. Богослужения состоят из чтения и толкования Библии, молитв, проповедей, пения в сопровождении фисгармонии, органа, магнитофона (смех в аудитории), духовных песен из сборника «Псалмы Сиона», изданного еще в 1927 году, а также - «библейского часа».
Вопрос из аудитории: А когда в России они появились?
С 80-ых годов 19-го века.
(Показывает аудитории Библию, фото 1) Видите, вот эта Библия не баптистская и не адвентистская Библия, потому что здесь - изображение креста: «Библия каноническая», Объединенные Библейские Общества, печатано с Синодального издания... (ищет в книге сведения о принадлежности к конфессии)... О, Служители Иеговы. Допустим, чем отличается Библия Свидетелей Иеговы от обычной Библии? Они ее перевели по-своему. Видите, вот слово стоит «Господь»? (Бытие, Глава 2, стих 7), внизу: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек живою душою», да? Они читают как: «Господь» оставляют неизменным, в еврейском варианте, и получается: «...и создал Иегова Бог человека из праха земного...» Понятно, да? И они говорят: «Иегова - это имя». Поэтому они к каждому и пристают на улице или по квартирам: «А вы знаете, как Бога зовут? Его зовут Иегова».
Вот на этой Библии (показывает книгу на камеру, фото 1), все видите, да? Изображен католический крест, то есть Библия католика, и также Библия греко-католика.
Конечно, желательно, чтобы у каждого из вас была полная Библия, был Коран, была Тора, были Упанишады, и прочее, прочее, прочее.
(Обсуждает со студентами, где лучше приобрести Тору в Омске).
Есть на русском, есть на русско-еврейском. Но конечно лучше брать, когда и на русском, и на еврейском. Потому что там, допустим, вместо «Элохим» (то, что написано) переводят как «всепроникающий Бог» или «Боги», то есть разные издания. Допустим, Тора нынешнего издания и Тора на русском и на еврейском, как параллельно идущие, прошлого века, - это два абсолютно разных перевода.
Вопрос из аудитории: Кому верить?
Я приведу слова руководителя Гестапо Генриха Мюллера: «Никому нельзя верить, Айсман, в наше время. Никому, даже себе. Мне - можно» (смеются).
Вопрос из аудитории: ...(... ?)... кто писал?
Люди писали Библию. Библия писалась не один день и не один год. «Библия» - это, вообще-то, просто переводится как «книга». Вы задаете мне вопрос (перевожу на советский): «Кто книгу написал?» Какую книгу, кто ее...?
Вопрос из аудитории: Она когда возникла - после Христа али до Христа?
Библия существовала и до Христа, и после Христа. Вот видите (показывает аудитории разные книги), вот это - тоже «библия», и вот это «библия» (смех в аудитории), и вот это - «библия» (показывает САВ). А сборник всех этих «библий» называется «библиотека» (смех в аудитории). «Библия» - это книга, а вот Священное писание его и называют... то есть на английском написано «Холи Байбл», то есть «Святая книга» дословно. А здесь, как бы, уже не святая, уже переврали. Библия - это сборник книг, она же состоит из двух частей: Ветхого Завета, Нового Завета. Мы же записывали: Староканон, Деутероканон, Синодальная, и прочее, прочее. А потом еще будем более подробно разбирать, мы сейчас - по общему только, а потом - более подробно. Вы еще не забывайте, мы будем разбирать христианство с точки зрения христиан, мы будем разбирать Коран с точки зрения мусульман, мы будем разбирать Тору с точки зрения иудея. А потом - как на Тору смотрят мусульмане, как христиане смотрят на Тору, потом - как иудеи и христиане смотрят на Коран.
Я объясняю, это надо все знать, не для того, чтобы исповедовать, а для того, чтобы знать. Рядом с вами живут тоже люди, вы должны понимать их образ мыслей. Их образ мыслей зависит вот от этих книжонок, в которых куча противоречий, но они живут этим. Я в свое время, когда шла подготовка нового закона о религиозных организациях, в Думу, через Сергея Бабурина и через других депутатов, и через отдел, мы передали пожелания глав конфессий, какие статьи должны быть в законе. Я удивился, когда то, что я посылал, оказалось в преамбуле к Федеральному Закону: «Уважая особую роль православия в истории, традиции, культуре и жизни России, а так же христианства, ислама, иудаизма, буддизма...» (но христианство и Православие - это две большие разницы) - прошло.
Кстати, об иностранных религиозных организациях тоже у меня была статейка: «Иностранной религиозной организацией называется любая религиозная организация, созданная за пределами России». Вы представьте, если создана за пределами России, значит, и РПЦ надо запретить, она же пришла с Византии. А они сделали что - изменили «России» на «Российскую Федерацию». А так бы остались мы одни - скучно, но спокойно (улыбается).
Вопрос из аудитории: Когда крестили Русь, то зависели от греческой церкви, и их священники были у нас...
Катерина, Катерина... Я же говорил: христианизацию Руси мы будем разбирать отдельным уроком, мы сегодня разбираем протестантские церкви.
Вопрос из аудитории: А я про дань хотела спросить...
Я объясняю: причем тут дань? Мы разбираем протестантские церкви.
Другой голос из аудитории: Вы сказали, что в 16-ом веке появляется искусственный фонетический язык, а не образный язык. «Фонетический» это и переводится как «искусственный»?
Нет. Фонема - это звук. То есть там уже нету Образов, есть просто «а», «бэ», «це», «дэ», «е», «эф».
Вопрос из аудитории: Если по-еврейски «шабат» - это суббота...
Нет, не «шабат». Сейчас я объясню (пишет справа налево): Шин, Бет, Тав - Шабат.
Но у американцев была введена впоследствии точка (огласовка), и вместо... старое название «Таб» (показывает на букву Тав), Тау, стало «Саб», как «С», поэтому получилось «Шабес». «Шабат» вообще-то означает «покой».
Седьмой день - Боги отдыхают, то есть было все в покое, то есть день отдыха. То есть, согласно Библии, шесть дней творения, а потом Элохимы - на отдых, на покой ушли. Все развивалось, вот считали дни творения. Поэтому «Шин» - это, как завершение, корона, да? Предел...
Урок окончен.
39. Древнерусский язык (урок 4 - Образы). / ...
С уважением Альгсандръ