90. Религиоведение (урок 9 — Иудаизм)

Уроки Асгардского Духовного Училища

90. Религиоведение (урок 9 - Иудаизм).

Религiовhденiе

Шавуот.
На 50-ый день от второго дня пасхи наступает праздник Шавуот. Мы же говорим шабат - суббота, т.е. произошло оно отсюда - неделя, седмица. Это связано с тем, что от Пасхи до Шавуота проходит семь полных недель, после чего наступает 50-ый день. Можно сказать, что адвентисты седьмого дня они и празднуют Шавуот. В русском переводе в Библии этот праздник называется пяти-десятница.

В этот день шестого числа месяца сивана по преданию, Моисею была дана Тора на Горе Синай.
В Торе сказано: «И сошел Господь на гору Синай, на вершине горы и призывал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей, где ему была дана Тора».

Для евреев Песах и Шавуот символизируют начало и конец пути т.е. от исхода евреев из Египта, до дарования Торы, в которой изложены законы, по которым надлежит жить еврейскому народу. Поскольку в Торе даны законы, то поэтому Тору иногда в переводе называют просто Закон.

Библия - библиос - это КНИГИ, поэтому мы и говорим, библиотека т.е. собрание книг. Ведь в Законе(Торе) там только 5 пять книг, а сама Библия она содержит, в одном издании 38 книг Ветхого Завета, 27 Нового Завета, плюс 11 еще неканонических т.е. получается каноническая Библия 66 книг, а синодальная 77 книг.

Существует и другое название праздника - День первых плодов. Время от Песах до Шавуот это время жатвы. А после Шавуот начинается сбор урожая плодов т.е. День первых плодов. Накануне праздника, дома и синагоги украшаются зелеными ветками деревьев, символизирующими Тору - Дерево Жизни. Благочестивые люди проводят всю ночь за чтением Торы, у христиан целый день за чтением Библии, а утром с восходом солнца спешат в синагогу.

Днем в синагоге наряду с праздничными молитвами читается свиток Книга Руфь. Эта книга рассказывает историю женщины по имени Руфь, из народа Моав, которая поверила в Бога Израиля и присоединилась к еврейскому народу. Ее потомком был царь Давид, автор книги Псалмов и самый любимый царь Израиля. А книга псалмов называется Псалтырь. Действие книги Руфь происходит в пору жатвы, и возможно, поэтому ее и читают в праздник Шавуот.

В шавуот принято есть молочные блюда, ибо Тора уподобляется меду и молоку под языком твоим.

Пост 17-го тамуза и пост 9-го ава. Эти две памятные для еврейского народа даты связаны с печальными событиями в истории иудеев. Начало этим событиям положил грех служения Золотому тельцу в пустыне после исхода евреев из Египта. Посещение Моисеем горы Синай, где он получил Тору, по времени было столь долгим, что израильтяне решили что Моисей не возвращается потому, что бог отказал им в покровительстве. И тогда евреи отлили из золота Золотого тельца, и стали поклоняться ему, как прежде в Египте. 40 дней находился Моисей на горе, и когда он приблизился к саду, и увидел золотого тельца и пляски, то он воспламенился гневом. Увидев такое отступничество Моисей страшно разгневался и разбил о скалу скрижали с заповедями бога, стер золотого тельца в прах, и рассыпал его по воде. Это произошло 17-го тамуза. Т.е. пост в память, когда произошло, как бы отступничество, и был сделан золотой телец. Но Моисей его уничтожил. Т.е Библия, Тора рассказывают о том, что бог дал две скрижали, а там было 10 заповедей. А Моисей пришел, увидел золотого тельца и эти 10 заповедей разбил. Т.е. есть упоминание, что он эти 10 заповедей разбил.
А отсюда, как сюжет, помните пародию евреев на всемирную историю? Моисей поднялся на гору, и Господь заговорил с ним: - Моисей, ты слышишь меня? - Слышу, слышу - только глухой тебя не услышит. - Что ты сказал? - Да, ничего. О, господь, ты что хотел? - Иди сюда, я дам тебе заповеди, ты отнесешь их народу моему.
Показывают: Моисей сходил за скалу, и возвращается с тремя скрижалями, на каждой по пять заповедей: - Слушайте люди, ваш бог, ваш Иегова дал вам эти пятнадцать - и тут Моисей запинается, одна из скрижалей падает у него из рук и разбивается: эти десять заповедей, что вы их выполняли.

Поскольку Моисей долго не возвращался с горы, люди решили, что бог от них отвернулся, как они и сами в свое время отказались от других богов, поэтому они потребовали от Арона, чтобы он решил, кому им поклоняться. По приказу Арона из всего золота, что было при людях был вылит Золотой телец. А Моисей его уничтожил, т.е. принес в жертву богу. И сказал, что не вам, люди, принадлежит золото, а принадлежит богу. И заметьте, та же история, что в Библии, есть и в Коране: Муса поднялся на гору, 40 дней беседовал с богом, и спустившись вниз, он принес в жертву корову - золотого тельца. Поэтому сура 2 Корана называется «Корова».
Спустя столетие в тот же день в 586-ом году до новой эры, во время осады Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором в храме прекратили приносить жертвы из-за воцарившегося в городе голода. В 70-ом году новой эры римские войска прорвались в Иерусалим и снова разрушили город, а вместе с ним и храм. Т.е. все в этот же день 17-го тамуза. Здесь, правда, не пишут, что авангард вавилонского царя Навуходоносора были славянские полки. Для евреев это печальная дата и события: захватили Иерусалим, и многих увели в плен в Вавилон т.е. вавилонское пленение. И когда их привели в Вавилон, там же был составлен вавилонский Талмуд. Те, кто остался в Иерусалиме, они составили свой Талмуд - толкование Торы, иерусалимский, а попавшие в вавилонский плен составили вавилонский Талмуд, он немного по объемнее.
17 тамуза это как бы июнь, июль по обычному календарю. Открывает трехдневный траур по погибшему иерусалимскому храму. В этот пост не едят, и не пьют от восхода солнца до наступления темноты. Т.е. как бы измененный пост, система поста была принята мусульманами - праздник Рамадан. Они от восхода солнца до захода ничего не едят, ничего не пьют, а с наступлением ночи - наедаются. Можно есть все. Следующие за этим постом три недели называют Дни стеснения т.к. в них происходили многие тяжелые события в прошлом. Завершаются 3 недели постом 9-го ава. Он начинается с заходом солнца и продолжается целые сутки до наступления темноты. Все это время запрещено есть и пить. Вечером и утром синагоги в траурной обстановке, сидя на низких скамьях. Читают Книгу Эйха т.е. Плач Иеремии (в Библии), повествующую об осаде и разрушении Иерусалима Новуходоносором, и читают скорбные элегии кинот, в которых оплакивается разрушение храма, и другие бедствия, постигавшие народ в день 9-го ава. Сейчас там стоит мечеть и мусульмане не дают.

И заметьте, 70 год н.э. 17 тамуза римляне захватили Иерусалим, и разрушили Иерусалимский храм. А в Талмуде еще говорится, почему еще пост траур, потому, что в это же время в городе Бетар, как сказано в Талмуде, римляне уничтожили 4 миллиарда евреев. Откуда их столько взялось? Ну, в Египте же, сказано, они были самым плодовитым народом. Лишь к концу дня 9-го ава печальная атмосфера смягчается напоминанием о том, что 9-го ава должен родиться Мессия, т.е. Мошеах, который избавит еврейский народ от мук изгнания. Т.е. 9 ава Тора и Талмуд говорят, что в этот день должен Мошеах родиться, Мессия. Почему многие евреи, живущие в Израиле в Иудеи, и в Галилеи не признали Иешуа, Иисуса? Потому что он не родился в 9-ое ава. Он родился в день 14-ый месяца тебеф (это старые названия, сейчас они немного иначе называются). В Священные года у них 13 месяцев, а в обычные 12. По старому календарю это 4-ый месяц. Т.е. когда родился Иисус, это совпадало с 24, 25 декабря, поэтому христиане и празднуют рождество Христово в эти дни. Но сами евреи говорят, что 9-го ава должен родиться Мошеах т.е. Мессия. Считается, что Мессия, публикации многие проходят в западной прессе, Бен Гурион заявил, что в 62 или 66-ом году Мошеах родился. И он как раз ведет свою родословную из колена Давида, из колена Авраамова, и его там тщательно охраняют, и он растет. Считается, что если мужчина начинает в 40 лет изучать Тору т.е. как бы уже зрелым мужем, то Мошеах, если родился в 62-ом, то вступит в свои права в 2002-2003 году. А если в 66-ом, то в 2006.

У нас в стране президент должен быть не моложе 35 лет. А в Киргизии там не моложе, по-моему, 30 лет. Поэтому Кирсан Илюмжинов в 30 лет стал президентом. Т.е. кто как себе установит планку.

Рош ха-Шана - «х» у них не произносится - еврейский Новый год, который наступает первого числа месяца тишрея, т.е. он выпадает на сентябрь, октябрь. Праздник длится два дня. Это время - для самоанализа, раскаяния, угрызений совести за то зло, вольное и невольное, которое один еврей причинил другому. Брату своему не давай в рост т.к. это будет нарушением Торы, а иноземцу - давай в рост. Дал брату т.е. еврею под проценты в рост, значит, зло совершил. По традиции за месяц до нового года, а в иных еврейских общинах за неделю, начинают читать покаянные молитвы. Вместе с тем рошхашана праздник радости , ожидания доброго года, несущего здоровье и благополучие. Рошхашана меньше других связан с историческими событиями. Он напоминает о том, что происходит сейчас. В новый год решения записываются, а в судный день скрепляются печатью. Сколько убудет от мира, и сколько прибудет, кому сколько жить, и кому умереть, кому под конец дней своих кому преждевременно, кому насладиться покоем, и кому скитаться на чужбине, кому жить безмятежно, и кому в полной тревоге, кому благоденствие, и кому страдать, кому обеднеть, а кому богатеть, кому умножаться, и кому возвышаться, таковы слова и молитвы поются в синагоге. В этот день, говорит предание, бог раскрывает книгу, в которой записаны дела каждого человека. И каждому выносится приговор. Но покаяние, молитва, милосердие, смягчают зло определение. Т.е молитвой и добрыми делами человек может смягчить свой приговор. Молитва в синагоге в оба дня рошхашана продолжается дольше, чем в другие праздники. В этот день трубят в шофар, т.е. в бараний рог.

В связи с этим праздник имеет и другое название - Праздник труб. Звучание шофара является главным моментом службы в день рошхашана. Торжественные звуки шофара провозглашают власть бога Израиля, дарование Торы, суд над родом людским, свидетельствуют о грядущем мессии т.е. Мошеахе, и являются символом мученичества. Во второй половине дня первого дня праздника, если он субботний, то во второй, отправляются к ближайшему водоему, реке, пруду, морю, и совершают обряд ташлих - буквально: Ты отошлешь грехи наши. При этом читают молитву, в которой есть такие слова: Ты погрузишь в пучины морские все грехи, и все грехи народа твоего дома Израиля, ты повернешь их в такое место, где бы их не помнили.

После этого символическим жестом стряхивают полы одежды, как бы сбрасывая грехи в воду.

На рошхашана в Нью- Йорке наблюдал, там и хасиды, и все евреи, они и на Гудзоне, и на мостах, все идут к любым озерам, водоемам, все стряхивают, и многие голубям головы сворачивают - это как искупительная жертва, видать много нагрешили, и все это в воду.

Наступает так же обычай вечером после наступлении праздника съедать кусочек сладкого яблока с медом и круглый сдобных хлеб - хала, чтобы год твой был хорошим. При этом говорят: Да будет воля Господа, где божий наш и бог отцов наших обновит год хороший и сладкий. В обычай так же входит желать друг другу быть вписанным в книгу жизни. Поздравляя с новым годом говорят мужчине: Лешана това такатев. А к женщине: тикатеви - это пожелание: Да будешь ты записан(а) в книгу жизни на хороший год. Лешана, как измененная форма они за столом произносят, как тост : Лехай. Что значит: Будем жить.

Судный день - Йом Киппур - праздник дня отпущения грехов. Если в день рошхашана судьбы всех людей заносятся в Книгу жизни и смерти, то йом киппур - это приговор кому в этот день прожить, а кому умереть. Приговор скрепляется печатью. Бог отмечает. В этот день , так же как и перед новым годом читается специальные покаянные молитвы, накануне судного дня совершается обряд капарот, напоминающий о приносимой в древности жертве за грехи всего народа. В дни покаяния особенно перед самым судным днем, каждый должен примириться со всеми друзьями и знакомыми, которых он, возможно, обидел в прошедшем году. В это время принято жертвовать деньги бедным, и на благотворительные нужды. Примерно за час до наступления Йом киппур устраивают последнюю трапезу. В сам это день запрещено есть и пить. И пост этот должен соблюдаться всеми, кроме детей и тяжелобольных. В Торе сказано о судном дне: Это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, и с вечера 9-го дня месяца и с вечера до вечера празднуйте субботу вашу. В этот день первосвященник приносил особую жертву за грех всего народа и кропил ее кровью жертвенник, и святилище, куда можно было входить только одни раз в году. В сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты перед лицом господа вашего. Это был самый ответственный день в году. Первосвященник задолго начинал готовиться к тому, чтобы войти в святая святых - в специальное помещение в храме, где находились скрижали с заповедями, жезл Аарона и сосуд с манной.

После совершения жертвоприношения он говорил: Да, будет воля твоя, Господи, божий наш и бог отцов наших, чтобы наступающий год был для нас и для народа твоего, дома Израилева, годом, в который бы ты открыл нам сокровища и частицу благодати твоей, годом обильных житниц, годом благословления, годом благих определений от тебя, годом, изобилующих хлебом, вином и елеем.

ВНИМАНИЕ!!! Заметили? Искупительная жертва - кровью. Судный день. Т.е. считается, что если продукт жертвенной крови дать гою, окуму (?) и енохри(?) т.е. не евреям, то бог простит все грехи. Поэтому в мацу, в напитки добавляли ритуальную жертвенную кровь и давали это не евреям т.е. как бы вместе с этой жертвенной кровью, помните, мы разбирали козла отпущения? Что на него сваливали все грехи, и изгоняли его? Здесь примерно то же самое. Т.е. ритуальная жертвенная кровь добавляется в продукты и дается гоям, т.е. как бы дающий - свои грехи вместе с этой кровью отдает другим. Но нельзя одному еврею отдавать это другому еврею, поэтому раз по Торе все другие народы сравнены с животными, то им отдавать - можно. Поэтому раз иудеи много нагрешили, а раз нагрешили, то надо и много искупительных жертв принести. А как это лучше сделать? Ну, допустим, добавить ритуальную кровь в кока-колу, в пепси-колу, и во все страны мира разослать, вместе со своими грехами, и за это же еще и получить деньги. Все очень просто т.е. мало того, что у тебя забрали все твои грехи, так тебе еще и заплатили за это т.е как бы бог дал тебе за это еще и достаток.

После разрушения иерусалимского храма, в 70-ом году жертвоприношения, как уже говорилось, прекратились. Центром еврейской жизни стала синагога. И день йом киппур отмечался особенно торжественным богослужением. Служба начинается в сумерках при заходе солнца. В этот вечер в синагогу приходят даже те, кто не бывает там целый год. Молитва, с которой начинается судный день называется Кол нидрей т.е. Все обеты, она стала своеобразным символом этого дня. В ней обращаются к богу Израиля не взыскивать за слова, сказанные необдуманно. Ее печальная пронизывающая мелодия задает тон всему богослужению этого дня. Молитва заканчивается поздно вечером и вновь начинается рано утром. Служба в синагоге идет весь день до наступления темноты. Молитвы перемежаются чтением Торы и Книг пророков. Заключительная служба называется Нейла т.е. врата, символизируя закрытие небесных врат. Специально для судного дня записано большое количество поэтических произведений, включаемых в состав богослужение. Они в образной форме рисуют положение в общине. Как глина в руках горшечника, которую по воле своей он растягивает, и по воле свое сжимает, так и мы с твоей, творец милости, воззри на завет, и не обращай внимания на греховный помыслы. Йом киппур завершается трублением в шофар. С наступлением темноты пост прекращается. В отличие от других праздников йом киппур не имеет второго дня т.к. двухдневных пост был бы слишком тяжел для людей. Это так же единственный пост, который может совпадать с субботой. Все другие посты переносятся на следующий после субботы день, если они по календарю выпадают на субботу т.к. в субботу запрещено поститься и скорбеть. По этот пост, даже если он выпал на субботу, они постятся и скорбят.

Евреи все свои праздники чтят, даже те, кто не признает бога, но на праздники они всегда приходит.

Суккот - это праздник тростниковых шалашей. Или куща. Кущи, заросли тростниковые. Суккот - это недельное празднишество в память того, что бог поселил евреев в кущах в пустыне, после их исхода из Египта. Он наступает в конце сентября, октября месяца. Назване суккот происходит от еврейского слова сука, что означает - куща. Праздник кущей, как некоторые и другие праздники имеет два значения - природное и историческое. В Торе упоминаются оба: одно связано с завершением сбора плодов, урожая, праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою, и второе значение - с исходом из Египта. Помни, что ты был рабом в Египте, и соблюдай и исполняй постановления сии. Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и...(?) твоего. Здесь исторический акцент делался на том, что произошло после исхода. «В кущах поселил я сынов Израиля. Поэтому Книга пророков, праздник кущей связан с наступлением будущего царства справедливости , когда все народы признают единого бога Израиля.»

Допустим, в современности - на балконах шалаши, в Нью-Йорке, в Ньюджерси, в Филадельфии, в Пенсильвании, в Чикаго, на улицах, на балконах, на деревьях делают шалашики из тростника, и там неделю они живут. Хотя есть особняк, квартира, но они все равно строят шалаш и неделю в нем живут. Некоторые туда свет проводят. У кого-то шалаш побольше, у кого-то поменьше.

В книге Неимии наместник иудеев, восстановивший Иерусалим в 433 году рассказывает о том, как впервые праздновали праздник кущи т.е. суккот после возвращения после вавилонского плена. И нашил записанное в законе, которое господь дал Моисею, чтобы сыны Израилева в седьмом месяце, в праздник жили в куще. И потому объявили и провозгласили по всем городам своим, и в Иерусалиме, говоря: Пойдите на гору и принесите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви мировые, и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных деревьев, чтобы сделать кущи по написанному. И пошел народ, и принесли, и сделали себе кущи, каждый на своей кровле, и на дворах своих, и на дворах дома божия, и на площадях у Ефремовых ворот, и читали из книги божия каждый день, с первого дня до последнего дня. И праздновали праздник семь дней. Поздно вечером, после завершения судного дня, собираются семьи, друзья, и начинают строить кущу. Она представляет из себя легкий шалаш, обычно сооружаемый из досок, веток, материи. Крышу, как правило, делают из хвойных веток, с обязательным условием - через крышу должны быть видны звезды. Куща является главным атрибутом праздника суккот. К началу праздника 14-го числа месяца тишрея куща должна быть готова. Т.е. йом киппур это первый день, а это уже 14-ый день с нового года. В ней надлежит жить все семь дней праздника. Разумеется, в холодном климате это правило не всегда можно выполнить, поэтому многие ограничиваются тем, что лишь едят в куще в течении семи дней. Другой важный атрибут праздника -арбаа миним - четыре вида растений, упомянутые в Торе. Они представляют собой, связанные вместе между собой ветви и пальмы, мирта, ивы, а так же этрог, плод особого цитрусового дерева, называемый по-русски, цитрон. Каждый день в праздник кущи берут в правую руку лулав, священные ветви ивы, в левую этрог, и потрясают ими на 4 стороны света , а также вверх и вниз. Этот обряд имеет символическое значение, связывающее его с признанием всемогущества бога Израиля. Каждый день после утренней молитвы, торжественная процессия обходит внутренние помещения синагоги. Участники шествия держат в руках лулав и этрог и поют молитву Ошана. Дословно Ошана переводится: О - спаси, т.е. обращение. А христиане это переделали - Осанна. Это молитва призывает благоденствовать землю. В седьмой день праздника, называемый, Ошана раба процессия обходит синагогу семь раз. Этот день традиция связывает с днями рошхошана, и йом киппур, определение судьбы каждого человека записанная в рошхошана, и запечатленная в йом киппур, как бы вступает в силу в седьмой день праздника кущи.

Т.е. на новый год душа каждого записывается в Книгу жизни или судеб, в йом киппур ставится печать божия: Так тому и быть! - приговор, и вступает в седьмой день праздника суккот.

В эпоху второго храма т.е. до 70-го года н.э. существовал обычай возливать воду на жертвенник. Этот обычай был очень популярен в Иерусалиме. Толпы людей собирались смотреть, как несли воду в кувшинах из источников в храм. Смысл этого обычая связан с молитвой о дожде, читаемой на восьмой день праздника. Собственно праздник кущи это обязательно надо было находиться в сукке и продолжается семь дней. Восьмой день, заключительный день, носит название Шмини Ацерет, буквально - восьмой завершающий. Он имеет самостоятельное значение и заповеди о куще, и сидение в сукке на него не распространяются.

89. Древнерусский Язык (урок 9 — Этимология) / 91. Философия (урок 9 — Законы РИТА)

С уважением Альгсандръ

Не менее важные статьи:

 

Ваш отзыв